Новости для сайта

Цифровые компетенции НКО: куда мы движемся?

Учредитель МАГЗ, руководитель фонда «Дети-бабочки» Алёна Куратова приняла участие в дискуссии «Как меняются цифровые компетенции российских НКО?», инициированной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, на площадке общественного центра «Благосфера».

Одним из трендов развития НКО в мире на 2024 год, по данным журнала Forbes , станет использование искусственного интеллекта. Руководитель центра Ирина Мерсиянова представила результаты всероссийского исследования НКО о том, насколько активно некоммерческие организации применяют цифровые технологии в своей деятельности и какие задачи решают с их помощью. Эксперты обсудили уровень цифровизации некоммерческих организаций в России и динамику изменения компетенций в этой сфере.

В своем выступлении Алёна Куратова рассказала, что фонд «Дети-бабочки» стал заниматься цифровизацией еще в 2018 году, организация и коллектив прошли все этапы цифровой трансформации и сейчас активно используют возможности искусственного интеллекта, управления большими данными в своей ежедневной рутине.
«В нашем секторе нет единого понимания, что такое цифровизация: для нас это передовые технологии, для других же это наличие сайта и соцмедиа. Так как это стало одним из обязательных условий прозрачности для грантодателей, мы видим рост по данным цифрам в представленном исследовании».

Алёна Куратова, учредитель МАГЗ, руководитель фонда «Дети-бабочки»
Индекс базовых цифровых компетенций НКО рассчитывался по четырем показателям: цифровое присутствие, цифровые коммуникации, цифровая инфраструктура и цифровой фандрайзинг. Его среднее значение составило 2,2 балла из 10 возможных — примерно столько же, сколько в 2021 году (2,1 балла). Эксперт отметила динамику изменения потребности в использовании различных инструментов для онлайн-фандрайзинга в работе фонда, таких как мобильное приложение для сборов или криптовалюта, которые не показали своей эффективности.
«В новых исследованиях сектора уже нет смысла замерять НКО по старым параметрам, например использованию имейл-рассылок. Бросайте все то, что у вас не работает, и используйте современные технологии. Хоть мы считаем свой фонд передовым в секторе, как организация мы движемся медленнее, чем появляются и развиваются новые технологии в мире. Мы не успеваем использовать все разнообразие цифровых возможностей. Стать быстрее — это новый вызов для нас».

Алёна Куратова, учредитель МАГЗ, руководитель фонда «Дети-бабочки»
Цифровизация помогла фонду «Дети-бабочки» более эффективно реализовывать свою миссию, добиваться лучших социальных эффектов для своей аудитории. Модератор встречи — директор центра Наталья Каминарская заверила, что чаще всего именно НКО становятся первопроходцами и драйверами новых трендов в социальной сфере.

Директор по устойчивому развитию «Мобиус Технологии» Ирина Ефремова-Гарт заявила о необходимости грамотного ведения бухгалтерии НКО как одного из базовых условий для выхода организации на уровень цифровой трансформации — например, для применения в своей работе таких передовых технологий, как блокчейн.

В ходе обсуждения результатов исследования эксперты сошлись во мнении о необходимости ценностного разворота российского IT-бизнеса в сторону создания продуктов для НКО, так как поддержка социальной повестки имеет большое значение для ценностей поколения Z. Алёна Куратова отметила одну их таких IT-компаний — «Редермио», уже несколько лет успешно создающую цифровые продукты для НКО. По данным исследования, за последние два года вдвое снизилось число некоммерческих организаций — «аутсайдеров», вообще не прибегающих к цифровым технологиям: с 10 до 5%. Некоммерческие организации за последние два года значительно повысили свой уровень присутствия в интернете: 93% опрошенных НКО так или иначе оставили свой след в Сети. В общей сложности 82% НКО опираются на цифровые технологии для внутреннего менеджмента, что на 10% больше, чем два года назад (72%).

Онлайн-трансляция мероприятия доступна по ссылке.
НИУ ВШЭ
Made on
Tilda